Начальник управления государственных программ регионального министерства экономического развития и внешних связей Мария Авилова рассказывает об эффективности программного метода в бюджетном планировании.

— Мария Юрьевна, составление краевого бюджета на основе региональных государственных программ подается как шаг вперед — улучшается бюджетное планирование, повышается эффективность расходования государственных средств. Это подтверждается каким-то анализом?

— Напомню, что переход на программно-целевой принцип формирования краевого бюджета край начал еще в 2011 году. Уже в 2012 году реализовывалось 14 краевых программ, на которые приходилось до 40% всех расходов регионального бюджета. С 2013 года действовало 28 краевых государственных программ, которые взяли на себя 91% от всей расходной части бюджета. С этого года мы полностью перешли на программный метод формирования бюджета, который теперь составляется на трехлетний период. Программ стало 30, лишь около 7% бюджетных средств осталось за их рамками. Оставшаяся доля бюджетных денег идет на содержание государственного аппарата, Законодательной думы, Контрольно-счетной палаты Хабаровского края, уполномоченных по правам ребенка и по правам человека, других госструктур, исполняющих необходимые обществу функции, чью деятельность при этом запрограммировать хотя и возможно, но нецелесообразно.

Региональные государственные программы комплектуются в три блока или, другими словами, — в приоритетные направления. Они называются «Повышение качества жизни населения», «Устойчивое развитие экономики края», «Повышение эффективности государственного управления». «Майские» указы Президента РФ Владимира Путина, изданные в 2012 году, их оценочные показатели также трансформированы с краевую программную систему. Сегодня государственные программы включают в себя около 800 индикаторов. Индикаторы отражают уровни социально-экономического развития региона, эффективность бюджетных расходов и выполнение задач, определенных госпрограммами.

Эффективность программного метода, положенного в основу бюджетного планирования, оценивается нами довольно высоко. Подтверждением служат итоги работы прошлого года, при подведении которых использовалась методология интегральной оценки эффективности реализации госпрограмм. В расчет берется достижение целевых показателей программы, освоение средств и выполнение мероприятий, запланированных на год.

Все программы признаны эффективными. Причем мы распределяем их для себя на три уровня — высокоэффективные, средней эффективности и ниже среднего показателя. Первый уровень предполагает практически стопроцентное исполнение целевых индикаторов, освоение средств и своевременное выполнение программных мероприятий. Так вот, результаты 2013 года показали 92-процентную эффективность в целом всех госпрограмм. При этом наиболее успешными и приближающимися к 100% по интегральной оценочной методике стали программы в сфере образования и молодежной политики, управления государственными финансами, охраны окружающей среды, развития институтов инициатив гражданского общества. В срединном поле — госпрограммы по развитию инновационной экономики, системы социальной защиты населения, культуры, физкультуры и спорта, здравоохранения, малого и среднего предпринимательства. Ниже показатели у госпрограмм по развитию сельского хозяйства, строительной отрасли, защиты от чрезвычайных ситуаций и управлению государственным имуществом. Тут особенно сильно сказались последствия прошлогоднего крупномасштабного наводнения, которые помимо нанесенного значительного ущерба сельскохозяйственным угодьям, урожаю, постройкам и сооружениям, инженерной и транспортной инфраструктуре, также не позволили своевременно освоить выделенные средства и соответственно достигнуть поставленных индикаторов.

Проводимый анализ помогает вскрывать имеющийся в госпрограммах потенциал дальнейшего развития, совершенствовать их. Ведь мы, по сути, в начале пути. Мы только осваиваем программный метод бюджетного трехлетнего планирования. В этом направлении сейчас идут все российские регионы, и Хабаровский край в этом движении находится на передовых позициях. Он задает тон в Российской Федерации, служит для многих примером.

— Давайте для наглядности расшифруем значение программных индикаторов.

— Конечно, для понимания обоснованности и целесообразности целевых показателей, стоит привести несколько простых примеров. Как я уже сказала, индикаторы, которые установлены президентскими указами, интегрированы в краевые государственные программы. Мы их выполняем. Так, у нас в крае достигнуто соотношение уровня зарплат бюджетников — медиков, учителей, работников культуры и соцзащиты, других категорий работающих — со средней региональной заработной платой. В сфере общего образования мы даже занимаем лидирующее место среди российских регионов — превысили среднюю оплату труда по экономике на 13%.

Обеспечили местами в детских садах 99% детей в возрасте от трех до семи лет. В прошлом году дополнительно ввели около 2,5 тысячи мест. Осталось совсем немного, чтобы полностью закрыть очередь для малышей этого возраста.

Серьезный комплекс мер применяется для стимулирования и поддержки рождаемости, в том числе для увеличения количества многодетных семей, которые переходят в эту категорию с появлением третьего ребенка. Помимо материнского капитала выплачиваются солидные единовременные пособия, из краевого бюджета досрочно погашаются ипотечные кредиты. Все это приносит отдачу. В 2013 году родилось на 278 детишек больше, чем годом ранее. Если в 2012 году естественный прирост составил в крае 139 человек, то уже в 2013-м 779 человек. Порядок цифр говорит о многом.

Один из индикаторов — доля инвестиций в валовом региональном продукте. Она должна расти и достигнуть в 2018 году 27%. В крае этот показатель уже сейчас составляет 30%. И это несмотря на завершение крупных инвестиционных проектов по строительству нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» и газопровода «Сахалин — Владивосток», которые проходят через территорию Хабаровского края. Да и в целом инвестиционная активность и в стране, и на Дальнем Востоке в последнее время падает. И тем не менее мы поддерживаем достигнутый уровень.

Надо сказать, что в прошлом году была проделана большая работа, связанная с улучшением инвестиционного климата. В крае был полностью внедрен стандарт инвестиционной деятельности, разработанный Агентством стратегических инициатив (АСИ), наблюдательный совет которого, как известно, возглавляет Президент РФ Владимир Путин. Создание благоприятного делового и инвестиционного климата для отечественного и иностранного бизнеса — это важнейшее условие для реализации общегосударственной задачи по опережающему развитию Дальнего Востока. Иного пути для развития региона нет.

В программном блоке, направленном на повышение эффективности государственного управления, особое значение придается созданию в крае многофункциональных центров. МФЦ освобождают предприятия, организации и граждан от необходимости прямого общения с чиновниками, хождения по кабинетам и сбора различных справок. Здесь тоже утвержден график работы, параметры, целевые показатели. Эти структуры создаются во всех городах и муниципальных районах. Если в 2012 году многофункциональными центрами были охвачены 5,6% населения, то в 2013 году их услугами воспользовались уже 63% граждан. Это достаточно высокий процент по сравнению с другими субъектами РФ. Судя по темпам, к 2015 году целевой 90-процентный индикатор будет достигнут.

Аналогичная динамика и по другим подобным индикаторам.

— А если контрольные цифры к положенному сроку не достигаются, и причем без видимых форс-мажорных причин?

— То, значит, лица, отвечающие за выполнение программных показателей, понесут административную и материальную ответственность.

С этого года впервые работа правительства края будет оцениваться по ключевым показателям эффективности. Это достаточно интересное начинание.

Всем органам исполнительной власти установлены значения целевых показателей, определены важнейшие мероприятия, которые они обязаны провести в течение года. В случае если они не будут выполнены в срок и в установленных объемах, то это окажет прямое влияние на премиальные выплаты руководителям. При явных провалах последуют более жесткие меры воздействия. Такая «методика» поможет крепче увязать ответственность руководителей с реализацией госпрограмм и их индикаторов.

Кстати, недавно в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» внесены соответствующие изменения. Они усиливают персональную ответственность руководителей органов исполнительной власти за достижение целевых показателей, в том числе заложенных в «майских» Указах Президента РФ и, соответственно, в общероссийские и региональные государственные программы, на которых строится бюджетная система. И это очень важный момент.

Беседовал Сергей МЕЛЬНИЧЕНКО.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Облако меток

%d такие блоггеры, как: