Общероссийские родительские собрания

Накануне нового учебного года глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов провел общероссийское родительское собрание. Оно проходило в 91-й московской школе в форме видеоконференции. Пообщаться с министром смогли родители из разных регионов страны.

По словам руководителя министерства, такие общероссийские родительские собрания теперь станут регулярными и будут проходить в конце августа.

Отвечая на вопросы, Дмитрий Ливанов рассказал родителям, что система дополнительного образования будет финансироваться по принципу «деньги за услугу», что в школах установят фильтры интернет-контента и уже в первой четверти пройдут уроки интернет-безопасности.

Спросили Дмитрия Ливанова и о новых учебниках истории. Министр пояснил, что новые учебники истории, разработанные в соответствии с единым историко-культурным стандартом, появятся в школах РФ в следующем учебном году. По его словам, несколько групп авторов приступили к написанию учебников, которые соответствовали бы новому стандарту, а школы уже с текущего учебного года начнут использовать новую концепцию преподавания истории в своей работе. Соответствующие методические рекомендации для этого уже разработаны.

(Косыгин С. Общероссийские родительские собрания станут регулярными / Сергей Косыгин // Учительская газета. – 2014. – 2 сентября. – С. 2).

Общественные консультации

С 2015–2016 учебного года все 5-е классы нашей страны начнут учиться по федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Переход на федеральные стандарты потребует повышения самостоятельности школ, роста суверенности в выборе средств обучения и воспитания, в разработке своих образовательных программ. В помощь всем школам страны на порталеhttp://edu.crowdexpert.ru будет широко обсуждаться и совершенствоваться примерная основная образовательная программа для учеников 5-9-х классов, построенная с учетом сформировавшихся традиций отечественного образования и лучшего опыта современных школ России.

В ходе консультаций можно будет обсудить конкретные программы по учебным предметам, программу воспитания и социализации обучающихся, особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, различные аспекты информатизации школьной жизни, условия получения образования и ряд других важных сторон жизни школы.

Исходные материалы примерной основной образовательной программы были разработаны несколько лет назад в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы. С тех пор многое изменилось. Несмотря на то что в программах нет кардинальных преобразований изучаемого учебного материала, педагогические методы и образовательные технологии усовершенствовались.

В отношении некоторых учебных предметов в последние годы шли и продолжаются оживленные дискуссии. Это прежде всего касается математики, литературы, истории и технологии. О направлениях изменений можно узнать из соответствующих пояснительных записок. Также на сайте будет работать конструктор недельного учебного плана, позволяющий любой школе самостоятельно создать свой вариант учебного плана с учетом всех требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

По всем представленным на обсуждение документам можно будет сформулировать предложения: что следует изменить, от чего можно было бы и отказаться, какая редакция текста оптимальна. На сайте будут работать координаторы, которые помогут построить дискуссию наиболее результативно. Предусмотрены разделы, где можно будет обсудить общие вопросы построения и использования примерной основной образовательной программы основного общего образования и отдельных ее компонентов.

Создатели сайта надеются, что общественные консультации помогут сориентировать школы на интересную конструктивную работу, учесть в своих образовательных программах не только требования федерального государственного образовательного стандарта, но и пожелания педагогов и всего педагогического сообщества.

(Третьяк Н. Сконструируйте свой план! / Наталья Третьяк, первый заместитель министра образования и науки РФ // Учительская газета. – 2014. – 9 сентября. – С. 6).

Электронные библиотеки

Наряду с колоссальными возможностями интеллектуального развития новые информационные технологии в образовании становятся вызовом национальному образовательному суверенитету многих стран, включая Россию; развитие в странах-конкурентах массовых открытых онлайн курсов имеет стремительный, взрывной характер.

(Смолин О.Н. Вырастит ли курсера человеческий капитал для России? / Олег Николаевич Смолин, первый заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы, доктор исторических наук, доктор философских наук // Народное образование. – 2014. — № 6. – С. 9 -15).

Специальная оценка условий труда

Вместо аттестации рабочих мест с 1 января 2014 г. введена специальная оценка условий труда, которую теперь придется проводить всем школам. При этом ответственность за её правильное проведение существенно возрастает. Оценке подлежат рабочие места всех работников школы; причём если созданы рабочие места для учащихся, они также подлежат специальной оценке.

(Вифлеемский А.Б. Как оцениваются условия труда в школе: законодательные новшества / Анатолий Борисович Вифлеемский, действительный член Академии педагогических и социальных наук, доктор экономических наук // Народное образование. – 2014. — № 6. – С. 64 – 69).

Общее образование в Финляндии: чему мы можем научиться?

Второе десятилетие школа Финляндии признаётся одной из лучших в мире. Организация финского образования изучается зарубежными исследователями, в том числе и российскими. Школьное дело этого государства интересно, прежде всего, с двух точек зрения — как выявление элементов, определяющих его успешность, и определение тех из них, которые целесообразно и можно заимствовать российской школе. Анализ показывает, что число таких элементов довольно велико, но лишь немногие из них пригодны для России.

Оценка причин успеха в международных исследованиях качества. Анализ позитивного опыта и возможности его использования на российской почве.

(Л.Н. Данилова. Общее образование в Финляндии: чему мы можем научиться? / Лариса Николаевна Данилова, доцент кафедры теории и истории педагогики Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, кандидат педагогических наук // Народное образование. – 2014. — № 6. – С. 28 — 34).

Управление образованием

Сетевая форма

Высокий уровень готовности педагогов предполагает их умение кооперироваться с другими участниками инновационной деятельности (учёными, методистаим и др.) посредством включения в соорганизацию, соруководство и соуправление разработкой и реализацией инновационного проекта. На данном уровне развития готовности к инновационной деятельности, возникает коллективный субъект инновационной деятельности в форме сетевой организации.

(Краснов С.И., Малышева Н.В. Сетевая форма подготовки педагогов к инновационной деятельности / С.И. Краснов., Н.В. Малышева // Педагогика. — 2014. — № 7. — С. 62 — 72. Библиография с. 72 (6 названий).

Стажировочная площадка

Принципиально новым в деятельности общеобразовательных учреждений в освоении ФГОС НОО и ООО является создание и развитие стажировочных площадок как формы образовательной деятельности, направленной на формирование и совершенствование профессиональных компетентностей стажеров посредством включения их в практику образовательной организации — носителя опыта перехода на ФГОС НОО И ООО.

С 2013 г. на базе МОУ СОШ № 1 г. Сенгилея открыта муниципальная стажировочная площадка. Цель деятельности стажировочной площадки — интеграция созданного в школе инновационного опыта введения ФГОС НОО и ООО в муниципальное образовательное пространство.

(Прокудина Д.Р., Основина В.А. Деятельность стажировочной площадки по введению федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования в МОУ СОШ № 1, г. Сенгилей / Д.Р. Прокудина, заместитель директора по УВР, МОУ СОШ № 1, г. Сенгилей; В.А. Основина, к.п.н., заведующая кафедрой управления образованием ОГБОУ ДПО УИПКПРО // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. — 2014. — № 6. — С. 29 — 35).

Муниципальная инновационная площадка

МОУ Тетюшская СОШ Ульяновского района Ульяновской области является небольшой сельской школой; количество учащихся — 230 чел.

Переход на независимую внешнюю оценку качества образования в школе выявил следующие серьёзные проблемы — низкие показатели качества образования, отсутствие 100 % успеваемости по отдельным дисциплинам по итогам ЕГЭ и ГИА. Это потребовало комплексного решения проблемы создания системы управления качеством образования.

Третий год педагогический коллектив школы работает в статусе муниципальной инновационной площадки по проблеме «Создание в образовательном учреждении системы управления качеством образования в соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования».

(Долотцева О.А., Основина В.А. Организация деятельности муниципальной инновационной площадки по теме «Создание в образовательной организации системы управления качеством образования в соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования» / О.А. Долотцева, заместитель директора по методической работе МОУ Тетюшская СОШ; В.А. Основина, к.п.н., заведующая кафедрой управления образованием ОГБОУ ДПО УИПКПРО // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. — 2014. — № 6. — С. 36 — 43).

Научные общества обучающихся

Приоритетной целью современного образования становится развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Исследовательская деятельность учащихся явдяется необходимым компонентом современного образовательного процесса.

Участие в работе научного общества — это один из способов развития способности обучающихся к исследовательской деятельности.

Что же такое научное общество обучающихся? Каким оно должно быть?

В статье изложены основные принципы организаии общества; дано «Примерное положение о научном обществе обучающихся (НОО).

(Вершинина И.П. Научные общества обучающихся как часть образовательного процесса / И.П.Вершинина, заведующая региональным научно-методическим центром по работе с одарёнными детьми ОГБОУ ДПО УИПКПРО // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. — 2014. — № 6. — С. 43 — 53. Библиография с. 53 (5 названий).

Призёр Всероссийского конкурса «Директор школы — 2013»

«Иногда я ощущаю себя морлоком, обслуживающим взбесившийся школьный принтер. Термины «самоактуализация», «социализация», «информация всея школы», «коммуникативная компетентность» и прочие всегда готовы ровными рядками улечься на всепрощающую белизну листов формата А 4. Может, именно поэтому, приняв решение участвовать в конкурсе, я решил сознательно абстрагироваться от псевдонаучного стиля и изложить свои мысли в свободно, может быть, несколько хулиганской манере…».

Конкурсное эссе Евгения Викторовича Агаркова, директора МКОУ «Береславская СОШ» Калачёвского муниципального района Волгоградской области.

(Агарков Е.В. Педагогическая проза // Директор школы. — 2014. — № 7. — С. 7 — 14).

Рынок образовательных услуг

Школа сегодня «оказывает образовательные услуги населению»… По рыночной терминологии образовательные услуги — это товар. И хотя многие руководители ОУ не согласятся с такой терминологией, тем не менее главная задача управленца — директора школы, всего коллектива — сделать этот товар качественным.

По мнению читателей, опыт, представленный в статье, более подходит для крупных школ, расположенных в областных центрах, но это не умаляет практическую ценность статьи и для небольших школ, являющихся «монополистами» на рынке образовательных услуг в своих населённых пунктах. Правильно организованый маркетинг позволяет осуществлять позиционирование школ, определять свою «экономическую нишу» в джунглях рыночных отношений, а также находить источники дополнительного финансирования в форме участия в различных грантовых программах и организации платных образовательных услуг, востребованных учащимися и их родителями.

(Штейнберг И. Рыночные «джунгли» / Ирина Геннадьевна Штейнберг, директор МАОУ «Гимназия № 2» г. Красноярска, абсолютный победитель конкурса «Лучший директор ОУ Красноярского края — 2013» // Директор школы. — 2014. — № 7. — С. 24 — 28).

Разрешение конфликтов

Любое развитие происходит через разрешение противоречий. Не является исключением и деятельность образовательной организации. Но конфликты, постоянно возникающие в каждом педагогическом коллективе, могут не только развивать, но и разрушать саму отлаженную структуру учебно-воспитательного процесса школы. Поэтому виртуозное разрешение конфликтов является одной из приоритетных задач каждого руководителя современной образовательной организации.

Директору образовательной организации следует помнить, что конфликт — это столкновение нескольких действий, которые не могут одновременно существовать в неизменном виде. Существует определённая логика разрешения конфликтов, которая складывается из следующей последовательности действий: предупреждение конфликта, управление возникшим конфликтом, принятие оптимальных решений в конфликте и разрешение конфликта.

Различаются подавляющий и нейтральный способы поведения руководителя в условиях конфликта. Кроме того, существует гармонический способ поведения.

Специалисты-психологи предлагают семнадцатишаговую последовательность действий при разрешении конфликта.

Выделяются четыре общих основных направления разрешения конфликтов.

Програмам действий при разрешении конфликта может оказать реальную практическую помощь директорам школ. Она состоит их следующих этапов: выделение проблемы конфликта, поиск решений его нейтрализации, выработка процедуры разрешения конфликта, реализация плана разрешения конфликта, оценка правильности принятого решения.

(Акчурина Е.В. Между двух огней / Елена Владимировна Акчурина, докторант Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского // Директор школы. — 2014. — № 7. — С. 34 — 41).

Психологическая подготовка

В статье дан краткий анализ становления и состояния психологической подготовки будущего учителя в педагогическом университете. Рассмотрены пути повышения эффективности психологической подготовки как важнешего ресурса изменения системы профессионального педагогического образования.

(Фатыхова Р.М. Психологическая подготовка будущего учителя в условиях модернизации образования / Р.М. Фатыхова // Педагогика. — 2014. — № 6. — С. 74 — 80. Библиография с. 79, 80 (14 названий).

Профессиональные компетентности

В статье сделана попытка обозначить тот круг вопросов, которые выходят на новые компетентности учителя, перечислить сами эти компетентности, определить пути их формирования и обобщить всё сказанное в некую компетентностную модель современного учителя.

(Шонтукова И.В. Формирование новых профессиональных компетентностей у преподавателя в свете введения ФГОС / И. В. Шонтукова // Педагогика. — 2014. — № 6. — С. 80 — 84).

Метод «школьная медиация»

Дается описание метода «школьная медиация», его возможностей в создании безопасного пространства и представлены психологические механизмы, обеспечивающие его эффективность. Разъясняется связь принципов медиации и «медиативного подхода» с удовлетворением базовых психологических потребностей индивида, а также работа таких психологических механизмов как принятие и обретение «Собственного», разъясняется смысл понятия «присутствие» в работе медиатора.

Метод «школьная медиация» представляет собой социальный инструмент, позволяющий эффективно предупреждать и разрешать споры и конфликты, создавая безопасную среду для всех участников учебно-воспитательного процеса от дошкольных учреждений до высшей школы. В статье обосновывается необходимость овладения медиативными навыками для всех участников учебно-воспитательного процеса в школе.

(Шамликашвили Ц.А., Хазанова М.А. Метод «школьная медиация» как способ создания безопасного пространства и его психологические механизмы / Ц.А. Шамликашвили, профессор, научный руководитель Федерального института медиации; М.А. Хазанова. доцент // Психологическая наука и образование. — 2014. — № 2 — С. 26 — 33. Библиография с. 32 (7 названий).

Смотри на мир глазами собеседника

В общении на уроке, в коммуникативной деятельности, основанной на психологических коллизиях, коммуникативные барьеры возникают в разных ситуациях, преднамеренно или внезапно. Автор рассматривает эти барьеры — риторические и психологические факторы, препятствующие общению.

(Мурашов А.А. Говорить и слушать: как преодолеть барьеры и построить общение / Александр Александрович Мурашов, профессор Гродненского государственного педагогического университета им. Янки Купала, доктор педагогических наук // Народное образование. – 2014. — № 6. – С. 70 -75).

Информационно-коммуникационные технологии

Образование в обществе, в котором находят широкое применение информационно-коммуникационные технологии, предполагает опору на новые методологические основания и инновационные образовательные технологии, обеспечивающие соответствие реалиям.

Под информационно-коммуникационными технологиями (далее — ИКТ) понимается использование компьютера, планшетов, Интернета, телефонов, смартфонов, айфонов, айпадов, телевизора, видео, DVD/CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования и соответствующего программного обеспечения, то есть всего, что может представлять широкие возможности для коммуникация. Эти инструменты дают возможность найти, проанализировать, обменять и представить информацию широкого диапазона.

Результаты веб-опросов педагогических работников. Развитие компетентности учителей в области ИКТ.

(Монахов Д.Н. Подготовка педагогических кадров нового поколения в области ИКТ / Данила Никитич Монахов, старший преподаватель кафедры методологии социологических исследований социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат педагогических наук // Народное образование. – 2014. — № 6. – С. 83 -88).

Научные сообщения

Оформление результатов эксперимента

В статье рассматривается культура оформления результатов диссертационного эмпирического исследования. Представлены требования к проведению и оформлению результатов психолого-педагогического эксперимента в диссертации. Особое внимание уделено требованиям к выборке, адекватности используемых методик исследования и процедур количественной и качественой обработке полученных результатов. Проведён контент-анализ оформления результатов психолого-педагогического эксперимента на примере авторефератов на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.

(Дубовицкая Т.Д., Нестерова И.Н. Оформление результатов эксперимента в диссертационном исследовании / Т.Д. Дубовицкая, И.Н. Нестерова // Педагогика. — 2014 . -№ 7. — С. 34 — 40. Библиография с. 40 (9 названий).

Коммуникативные стратегии

Исследование включает описательный, качественный и количественный анализ коммуникации и взаимодействия воспитателя и ребёнка в двух культурных средах — муниципальный детский сад и частный детский сад. Цель статьи — сравнительный анализ способов взаимодействия воспитателей с детьми двух национальных групп. Предполагалось, что репертуар способов взаимодействия обусловлен национальным менталитетом. Выборку составили 90 воспитателей и 158 детей (6 — 7 лет) двух национальных детских садов (русский и еврейский Ростова-на-Дону). Использовались методика измерения типа менталитета и качественные и количественные методы оценивания параметров взаимодействия и коммуникации. Экспериментально показано, что способы взаимодействия воспитателей с детьми различны в двух национальных группах по признакам оценивания, оказания поддержки, частоты коммуникативных функций, контроля действий ребёнка, ограничений и поощрений.

У русских воспитателей с преобладанием инновационного менталитета проявились оценивающие, мотивирующие и корректирующие коммуникации и трансакции. У еврейских воспитателей с традиционным типом менталитета преобладали поддерживающие, побуждающие и оформляющие коммуникации и трансакции.

(Пищик В. Особенности коммуникации воспитателя и ребёнка, сопряженные с их национальной ментальностью / В. Пищик, доктор психологических наук, доцент, профессор // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 9. — с. 108 — 115. Библиография с. 114 — 115 (17 названий).

Универсальные учебные действия

В статье рассматривается проблема реализации ФГОС общего образования в части формирования у учащихся универсальных учебных действий. Исходя из психологической теории мышления, выделяются условия, создание которых в учебном процессе необходимо для формирования этих действий. Показывается, что полноценное ведение ФГОС требует удвоения содержания образовательных программ за счёт введения, наряду с предметным, деятельностного содержания и принципиального изменения образовательных технологий. Описывается концептуальная схема формирования познавательных действий в учебной деятельности.

(Лазарев В.С. Формирование познавательных действий в учебной деятельности / В.С. Лазарев / Педагогика. — 2014. — № 6. — С. 3 — 12. Библиография с. 12 (11 названий).

Взаимодействие учебных предметов

Дана характеристика общекультурных идей устойчивого развития, реализация которых в школе требует взаимодействия учебных предметов. Дифференцированы образование об устойчивом развитии и образование для устойчивого развития; а также разные виды взаимодействия учебных предметов: меж-, мета-.и транспредметные. Представлен авторская модель транспредметного взаимодействия как аналог функциональной системы.

(Дзятковская Е.Н. Образование для устойчивого развития: взаимодействие учебных предметов / Е.Н. Дзятковская // Педагогика. — 2014. — № 6. — С. 13 — 21 ибиография с. 20,21 (15 названий).

Мажор

Конструирование современного «мажора философии образования» в формах исторической модели», «модели полей», «модели проблем» и «модели действий» и реконструкции макаренковского «мажора философии образования». Анализ представления о мажоре как стиле организации педагогической деятельности и возможность формирования «мажора философии образования».

(Клепко С.Ф «Мажор философии образования» / Сергей Федорович Клепко, заместитель директора Полтавского областного института последипломного педагогического образования, доктор философских наук // Народное образование. – 2014. — № 6. – С. 16 — 21).

Цели и задачи педагогических диссертационных работ

Статья посвящена обоснованию теоретических основ определения целей и задач педагогических диссертационных работ. Для этого проведен анализ научного аппарата и содержания авторефератов 240 диссертационных работ педагогической направленности. В статье проанализированы типичные недостатки формулирования целей и задач педагогических научных работ, охарактеризованы стереотипные представления и традиции их определения. Автором предложены модельные варианты целей и задач диссертационных работ, а также требования к их определению.

(Хрыков Е.М. Определение целей и задач педагогических диссертационных работ / Е.М. Хрыков // Педагогика. — 2014. — № 6. — С. 40 — 48).

Блистательные лекции не получаются случайно

Качество лекции во многом зависит от умения преподавателя выявить свои ошибки. Для этого необходимо анализировать конспекты студентов, оценивать работу слушателей в аудитории, постоянно редактировать текст своей леции и иллюстрации с учётом исходного уровня знаний и результатов опроса учащихся на семинарах и экзаменах. В статье приводятся советы великих педагогов по улучшению качества лекций и публичных выступлений.

(Пухальская В.Г., Кулинкович А.Ю. Работа над лекцией после лекции / В.Г Пухальская, А.Ю. Кулинкович // Педагогика. — 2014. — № 6. — С. 49 — 53. Библиография с. 52, 53 (11 названий).

Эффективная школа

Как правило, в эффективной школе происходят процессы, которые улучшают образовательные результаты ученика. К таким процессам относится и развитие персонала — это огромный ресурс для изменения и улучшения всей образовательной организации. Авторы предлагают вариант исследования, которое можно провести в своей школе, чтобы посмотреть на личность учителя, выявить «слабое звено», выбрать направления работы с учителями на пути создания эффективной модели школы.

(Пинская М., Ушаков К. Эффективная школа / Марина Александровна Пинская, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы; Константин Михайлович Ушаков, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала «Директор школы» // Директор школы. — 2014. — № 7. — С. 18 — 23).

Технология и практика обучения и воспитания

Реализация системно-деятельностного подхода

В Федеральном государственном образовательном стандарте отмечается большое значение системно-деятельностного подхода в организации деятельности учащихся. Существенную помощь преподавателям в организации деятельности учащихся при проведении пратических и самостоятельных работ окажут предварительно составленные при подготовке к занятиям технологические карты. Рассматривается в качестве примера комплект технокарт, подготовленный для выполнения системы практических и самостоятельных работ по географии в 5 — 6 классах.

(Сиротин В.И. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении в соответствии с требованиями ФГОС / В.И. Сиротин, методическая лаборатория географии, МИОО, г. Москва // География и экология в школе XXI века. — 2014. — № 6. — С. 16 — 24).

Применение электронного приложения

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования вопрос формирования универсальных учебных действий становится актуальным для школьной практики. Авторы в статье на конкретных примерах показали, ч.то электронное приложение может применяться на всех этапах урока.

Использование электронного приложения на уроках географии является средством формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих более полное усвоение предметного содержания, высокий уровень подготовленности учащихся по географии и повышение интереса к изучаемому предмету.

(Матвеев А.В., Денисова О.В. Применение электронного приложения на уроках географии в 5 классе как средства формирования универсальных учебных действий обучающихся / А.В. Матвеев, учитель географии, директор МОУ СОШ № 29, кандидат педагогических наук; О.В. Денисова, учитель географии, заместитель директора МОУ СОШ № 39, г. Ярославль // География и экология в школе XXI века. — 2014. — № 6. — С. 25 — 35. Библиография с. 35 (13 названий).

Личностно ориентированное образование

В соответствии с требованиями ФГОС общего образования основными образовательными процессами становятся: формирования личностных смыслов учения и жизни; развивающее обучение; педагогическая поддержка становления детской индивидуальности; воспитание как забота о духовно-нравственном развитии ребёнка. Эти процессы характеризуют ценностное отношению к ученику как субъекту жизни и требуют соответствующего наполнения содержания образования и педагогической деятельности.

В статье показаны некоторые характеристики содержания личностно ориентированного образования, которые должны обеспечиваться учителем в рамках каждого урока любой учебной дисциплины. Это — направленность на удовлетворение экзистенциальных потребностей ученика, то есть потребностей и смысла его бытия, личностного существования (выбор своего мировоззрения, поступков, достижения самостоятельности и личной ответственности за свои образовательные результаты, ориентация на самореализацию, самоопределение и творчество). Содержание личностно ориентированного образования призвано помочь ученику в выстраивании собственной личности.

(Лукьянова М.И. Проектирование и анализ современного урока в соответствии с требованиями ФГОС общего образования / М.И. Лукьянова, д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии ОГБОУ ДПО УИПКПРО // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. — 2014. — № 6. — С. 12 — 24. Библиография с. 24 (9 названий).

Метапредметные знания

В заметке рассматривается проблема формирования у педагогов умения составлять контрольные материалы, позволяющие дать оценку предметных и метапредметных знаний и умений учащихся.

(Кузнецова М.С. Формирование практических умений учителя по разработке инструментария для оценки учебных достижений учащихся / Мария Сергеевна Кузнецова, старший методист Научно-методического информационного центра г. Белгорода // Русский язык в школе. — 2014. — № 8. — С. 13 — 14).

Уроки инновационного типа

В статье описывается научно-обоснованный опыт моделирования уроков инновационного типа, направленных на становление зрелой личности (субъективности) школьника в его образовательной деятельности.

(Селиванова О.Г., Спицына В.И. Русский язык: уроки инновационного типа / Ольга Геннадьевна Селиванова, кандидат пед. наук, доцент; Вера Ивановна Спицына, учитель русского языка и литературы // Русский язык в школе. — 2014. — № 8. — С. 3 — 9. Библиография с. 9 (6 названий).

Агрессия

Социально-экономические, политические, идеологические потрясения, с котрыми пришлось столкнуться нашей стране в последние десятилетия, спровоцировали в обществе серьёзную социальную напряжённость со свойственным ей ростом общего недовольства, недоверия к властям и окружающим, увеличением депрессивных состояний, отражающихся на психике и поведении людей.

В статье показана роль педагогов-психологов, учителей-логопедов, дефектологов, социальных педагогов в профилактике детской агрессии. Индивидуализация и гендерная дифференциация обучения. Методы формирования навыков, помогающих управлять негативными эмоциями.

(Токарь И.Е. Профилактика детской агрессии в образовательной среде / Ирина Евгеньевна Токарь, доцент кафедры адаптивного образования ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления», кандидат педагогических наук // Социальная педагогика. — 2014. — № 3. — С. 38 — 47. Библиография с. 47 (7 названий).

Школа без агрессии

Предлагается статья с описанием педагогического совета, тему которого — «Школа без агрессии» — педагогическому коллективу подсказала сама жизнь. Ведь не секрет, что сегодня коммуникативная культура учащихся очень низка, а их общение часто носит насильственный характер, окрашено грубостью.

(Базина Т.Г. Школа без агрессии / Тамара Георгиевна Базина, заместитель директора по воспитательной работе средней школы № 5, г. Тамбов // Социальная педагогика. — 2014. — № 3. — С. 48 — 59).

Выбор профессии

Выбор профессии — сложный период в жизни подростка. Многие выпускники школы остаются один на один с этой проблемой из-за слабости профессиональной ориентации.

Автор предлагает ознакомиться с программой профессиональной ориентации школьников «Моя будущая профессия и карьера». Программа носит сугубо практический характер, успешно прошла апробацию в школах Москвы и Подмосковья. Это завершенный цикл деятельности школы по профориентации и трудоустройству подростков.

(Парнов Д.А. Выпускник выбирает профессию… / Дмитрий Андреевич Парнов, кандидат педагогических наук // Социальная педагогика. — 2014. — № 3. — С. 67 — 74).

Футбол

Дворовый футбол, подростковые дворовые футбольные команды — явление уникальное, достойное осмысления и исследования. Важно понять специфику социального становления детей и подростков в самодеятельных общностях любителей попинать мячик. Однозначно идентифицировать этот процесс как стихийную социализацию нельзя, как нельзя признать её и упорядоченной социализацией. Интерсно, как строятся взаимоотношения подростков вне регулярного контроля взрослых?

(Куприянов Б.В. Социальное становление подростков: неформальные досуговые объединения / Борис Викторович Куприянов, ст. научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ «Высшая школа экономики», профессор, доктор педагогических наук // Социальная педагогика. — 2014. — № 3. — С. 75 — 80).

Преподавание истории

В статье обсуждаются проблемы, которые свидетельствуют о плохо подготовленном внедрении ФГОС и ИКС в школьную практику.

(Пазин Р.В., Искровская Л.В. ФГОС. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и историко-культурный стандарт: проблемы реализации в заданных условиях / Роман Викторович Пазин, преподаватель истории и обществознания, автор пособий по подготовке к ЕГЭ и ГИА по истории и обществознанию, г. Самара; Людмила Владимировна Искровская — кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург // Преподавание истории в школе. — 2014. — № 7. — С. 49 — 54. Библиография с. 54 (9 названий).

Государственная историческая политика

В статье даётся анализ исторической государственной политики России на современном этапе. Автор указывает на очевидные просчеты и ошибки в преподавании истории в школе и предлагает способы их исправления.

(Багдасарян В.Э. Государственная историческая политика и национальная безопасность России / Вардан Эрнестович Багдасарян, доктор исторических наук, профессор, декан факультета истории, политологии и права Московского государственного областного университета // Преподавание истории в школе. — 2014. — №7. — С. 18 — 29. Библиография с. 29 (11 названий).

Креативно-опорные сигналы

Опорные сигналы, которые мы давно использовали в своей педагогической практике, постепенно обогащались информационно-коммуникационными технологиями, обретали эстетическую выразительность, насыщались эвристическими возможностями В какой-то момент мы почувствовали, что уже имеем дело не просто с опорными сигналами, но креативно-опорными сигналами, в лоне которых высока вероятность рождения новых смыслов, идей, гипотез.

(Клепиков В.Н. и др. Креативно-опорные сигналы на уроках математики / В.Н. Клепиков и др. // Педагогика. — 2014. — № 7. — С. 44 — 51. Библиография с 51 (2названия).

Дошкольная педагогика

Здоровье педагогов в ДОУ

Детский сад, в котором работает автор — для детей с туберкулёзной интоксикацией и для детей, родители которых или близкие родственники болеют туберкулёзом. Дети проходят три месяца профилактическое лечение туберкулёза, три месяца находятся под наблюдением врача — фтизиатра и педиатра, а затем выписываются в другие детские сады.

Дошкольники поступают в учреждение в течение года. Это создаёт некоторые трудности в работе педагогов, так как дети приходят с разным уровнем знаний, здоровья. Постоянно кто-то из ребят находится в процессе адаптации, часто болеют.

В условиях модернизации дошкольного образования остро встаёт проблема состояния здоровья педагогических кадров. «эмоциональное выгорание» педагогов отражается на качестве образования, эффективности управленческих решений, психологическом благополучии детей.

Поэтому педсоветы в такой форме, как представляют авторы, способствуют улучшению здоровья педагогов.

(Самольянова Н.В. Педагогический совет «здоровьесберегающие технологии и здоровье педагогв в ДОУ / Н.В. Самольянова // Дошкольная педагогика. — 2014. — № 6. — с 58 — 60. Библиография с. 60 (1 название).

«Здоровячок»

По статистическим данным, более 75 % детей страдают нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для этих детей, как правило характерно и отставание в физическом развитии, физической подготовленности. Наряду с этим дефицит специалистов по физическому воспитанию и медицинскому контролю значительно снижает эффективность реализации программ по физической культуре.

Программа «Здоровячок» направлена на предупреждение и коррекцию заболеваний опорно-двигательного аппарата.

(Гимазутдинова З.З. Оздоровительная программа профилактики нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста «Здоровячок» / З.З. Гимазутдинова // Дошкольная педагогика. — 2014. — № 6. — С. 4 — 10. (Прожолжение следует).

Социально-коммуникативное развитие

Воспитатель детского сада — проводник дошкольника в большой мир, в том числе и книжный. Родители, заинтересованные в будущем ребёнка, читают ему книги, беседуют о прочитанном. Совместные усилия детского сада и семьи помогают дошкольнику вырасти читателем, сделать книгу своим другом на всю жизнь. Цель «Путешествия по станциям» — обогащать литературный и социальный опыт ребёнка; способствовать развитию чувства ответственности за общее дело; воспитывать нравственные качества на примере героев произведений В. Осеевой; учить юных читателей осознавать своё отношение к поступкам героев, определять, где добро и где зло, кому нужно подражать, а кого — осуждать.

(Васильева Н.А. Путешествие по станциям с родителями и детьми среднего дошкольного возраста / Н.А. Васильева // Дошкольная педагогика. — 2014. — № 6. — С. 28 — 31).

«Мама, папа, я — здоровая, спортивная семья!»

Дан сценарий спортивного праздника для детей старшей группы «Мама, папа, я — здоровая, спортивная семья!». Цель — вовлечение детей и их родителей в систематические занятия физкультурой и спортом, развитие сотрудничества с родителями. Задачи — создать весёлое, спортивное настроение у детей и их родителей, воспитывать у детей смелость, ловкость.

(Муратова Г.Б. Сценарий спортивного праздника для детей старшей группы «Мама, папа, я — здоровая, спортивная семья!»/ Г.Б. Муратова // Дошкольная педагогика. — 2014. — С. 34 — 36).

Интерактивная мини-лаборатория в детском саду

В современных условиях развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие образовательной системы, актуальность использования в которой интерактивных комплексов очевидна и результативна. Отечественные и зарубежные исследования интерактивных технологий в дошкольных образовательных организациях доказывают их особое значение для развития интеллекта и в целом личности ребёнка.

Авторами описывается опыт создания интерактивной мини-лаборатории для любознательных детей, которым нравится делать открытия своими руками.

(Федоренко Е. и др. Интерактивная мини-лаборатория в детском саду / Е. Федоренко, заведующая; Т. Патрикеева, зам. заведующей; С. Мурзина, музыкальный руководитель МДОУ — Центр развития ребёнка — детский сад № 183, г. Магнитогорск, Челябинская область // Дошкольное воспитание. — 2014 — № 9. — С. 35 — 39. Бибиография с. 39 (10 названий).

Музыкальное воспитание

В статье раскрываются пути и средства развития творческих способностей, а также возрастные особенности творческого развития дошкольников. Рассматриваюся возможности системы элементарного музицирования немецкого музыканат, композитора и педагога К. Орфа в этом процессе. Предлагается программа музыкально-творческого развития дошкольников, разработанная авторами с опорой на основные идеи К. Орфа и его технологические подходы к процессу музыкального развития.

(Гусева С., Гончарова О. Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности / С. Гусева, музыкальный руководитель, г. Урюпинск, Волгоградская область; О. Гончарова, доцент, кафедра педагогики дошкольного образования, Волгоградский государственный социально-педагогический университет // Дошкольное воспитание. — 2014. -№ 9. — С. 54 — 64. Библиография с. 64 (10 названий)

.Начальная школа

Читатель младшего школьного возраста

Статья посвящена проблеме формирования у младших школьников читательских компетенций на уроках литертурного чтения. В статье анализируются возможности некоторых сборников текстов к современным учебным хрестоматиям для формирования у младших школьников читательских умений, предполагаются альтернативные варианты текстовых заданий к конкретному тексту из учебника по литературному чтению.

(Граненова С.А. Тестовые задания к урокам литературного чтения / С.А. Граненова, соискатель кафедры филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе, МГПУ, г. Москва // Начальная школа. — 2014. — № 9. — С. 34 — 37. Библиография с. 37 (6 названий).

Внеурочная работа по кружающему миру

В статье представлены некоторые из форм внеурочной деятельности младших школьников как способа приобщения их к учебному исследованию, таких, как сезонные наблюдения за природой, экскурсии, технология учебного проектирования. Представлена и обобщена структура учебно-исследовательской деятельности младших школьников.

(Подоляк Д.О. Приобщение младших школьников к учебному исследованию во внеурочной работе по окружающему миру / Д.О. Подоляк, кандидат педагогических наук, г. Чита // Начальная школа. — 2014. — № 9. — С. 57 — 61. Библиография с. 61 (4 названия).

Обучение математике

В статье обосновывается позиция, согласно которой стратегия обучения математике в начальной школе должна быть ориентирована не только на знание различных формулировок, сколько на понимание общих принципов и закономерностей, лежащих в основе изучаемого материала.

(Чекин А.Л. Обучение математике в начальной школе: знать или понимать? / А.Л. Чекин, доктор педагогических наук, профессор, МПГУ, г. Москва // Начальная школа. — 2014. — № 9. — С. 38 — 40. Библиография с. 40 (2 названия).

Вербальная креативность

Наиболее благоприятный период для развития вербальной креативности личности является младший школьный возраст, так как в этот период дети стремятся к самовыражению через творчество, художственное или словесное. Поэтому именно в этом возрасте необходимо проводить систематическую работу с детьми, способствующую формированию творческой личности, обладающей высоким уровнем вербальной креативности. В связи с этим в статье даны результаты проведённого исследования в начальных школах Оренбургской области, подтверждающее сказанное выше, и дана программа по развитию вербальной креативности детей с 6 до 12 лет.

(Шило Т.Б. Система развития вербальной креативности детей младшего школьного возраста / Т.Б. Шило, кандидат педагогических наук, г. Оренбург // Начальная школа. — 2014. — № 9. — С. 12 — 15. Библиография с. 15 (3 названия).

Трудности в общении

В статье представлен анализ возрастных трудностей общения младших школьников, показаны его способы организации и корректировки, предложена методика помощи ученикам с трудностями в общении при вхожденн в новый коллектив.

(Шкуричева Н.А. Трудности общения у младших школьников и способы их преодоления / Н.А. Шкуричева, педагог-психолог, кандидат педагогических наук // Начальная школа. — 2014. — № 9. — С. 7 — 11. Библиография с. 11 (4 названия).

Воспитание и дополнительное образование

Досуговая деятельность

В статье раскрываются содержательные характеристики досуговой деятельности в системах «Образовательное учреждение — учреждение дополнительного образования», «семья — учреждения культурно-досугового типа», «ребёнок — другие люди», рассматриваются их классификации, особенности восприятия досуговой деятельности с позиции различных методологических подходов.

(Ежкова Н.С. Досуговая деятельность детей как социально-педагогическая проблема / Н.С. Ежкова. — 2014. — Педагогика. — № 7. — С. 52 — 58. Библиография с. 58 (6 названий).

Свобода выбора

Дополнительное образование опирается на механизмы поддержки индивидуализации и самореализации, удовлетворения вариативных и динамично меняющихся потребностей детей и семей.

Правовое регулирование дополнительных образовательных программ. Организация образовательного процесса, процедуры, управление изменениями.

(Лапушинская Г.В. Новый порядок работы по дополнительным общеобразовательным программам / Галина Константиновна Лапушинская, заведующая кафедрой государственного управления Тверского государственного университета, профессор, доктор экономических наук // Народное образование. – 2014. — № 6. – С.95 -101).

Заочная школа методиста

Творческая группа как форма повышения квалификации педагогов существует в образовательных учреждениях достаточно давно. На современном этапе для автора стало актуальным разработать её содержание и обновить подходы к организации с использованием инновационных педагогических технологий. С 2011 года в в МБОУ ДОД «Дворец детского и юношеского творчества им. А.А. Алексеевой» действует творческая группа педагогов дополнительного образования по теме «Модернизация образовательного процесса на основе внедрения современных технологий обучения». Описан опыт работы.

(Лебедева Т.В. Инновационный подход при организации деятельности творческой группы / Т.В. Лебедева, методист высшей квалификационной категории, г. Череповец, Вологодская область // Дополнительное образование и воспитание. — 2014. — № 9. — с. 9 — 10).

Индивидуальный образовательный маршрут

Сегодня в образовании большое значение имеет индивидуализация процесса обучения, становится актуальным индивидуальный подход в образовании детей, который предполагает право обучающегося на выбор видов деятельности. Использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников.

Пятый год на базе Дома детского творчества пгт Афанасьево Кировской области в рамках тьюторского проекта осуществляет свою деятельность объединение «Салют», обучение в котором базируется на индивидуальных образовательных маршрутах.

(Бузмакова И.В. Индивидуальный образовательный маршрут в рамках тьюторского объединения / И.В. Бузмакова, педагог дополнительного образования // Дополнительное образование и воспитание. — 2014. — № 9. — с. 21 — 22. Библиография с. 22 (2 названия).

«Самолёт построим сами, понесёмся над лесами»

Детское техническое творчество — наиболее массовая форма привлечения учащихся к творчеству. Для развития элементарных конструкторских умений и навыков у дошкольников автор рекомендует использовать кубики Никитина. Они способствуют развитию мелкой моторики, воображения, речи, внимания, величины и формы, пространственного ориентирования, комбинаторских способностей, абстрактного мышления.

(Прудникова Н.К. развития элементарных конструкторских умений у дошкольников / Н.К. Прудникова // Дополнительное образование и воспитание. — 2014. — № 9. — с. 49 — 52).

«Кластеру» — 10 лет

Человек, впервые очутившийся в Березниковской Детской школе Искусств им. Л.А. Старкова, будет удивлён обилием незнакомых звуков неизвестного происхождения. Это репетируют ребята из Студии электронной музыки «Кластер». С огромной радостью они отыскивают всё новые тембры в своих синтезаторах.

(Ужегова И.Ю. Музыкальный эксперимент состоялся! «Кластеру» — 10 лет! / И.Ю. Ужегова, педагог дополнительного образования высшей квалификационно категории, МАОУ ДОД «ДШИ им. Л.А. Старкова», почётный работник общего образования России, руководитель Образцового коллектива «Студия электронной музыки «Кластер», г.Березники, Пермский край // Дополнительное образование и воспитание. — 2014. — № 9. — с. 61 — 64).

Коррекционная (специальная) педагогика

Мастер-класс для логопедов

В статье представлено описание мастер-класса как одной из форм эффективного профессионального обучения учителей-логопедов. Раскрыта технология организации и содержания мастер-класса по формированию значения слова у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Представлена стратегия поэтапной работы педагогов, направленная на выработку системного подхода в освоении детьми с ОНР значения слова, показан алгоритм действий по формированию у них понимания значения слова.

(Гришина Л. Мастер-клас как эффективная форма повышения квалификации учителей-логопедов / Л. Гришина, учитель-логопед, методист, г. Брянск // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 9. — С. 103 — 107. Библиография с. 107 (4 названия).

Театрализованная деятельность

Автор делится опытом работы по театрализованной деятельности с детьми с ограниченным социальным опытом вследствие задержки психического развития.

У детей с ЗПР имеются проблемы в развитии речи, беден эмоциональный мир, дети неуверены, робки, подавлены. А работа над сказкой помогает решить эти проблемы:

  • развивает речь (через звукоподражание, диалоги, пересказ);
  • развивает образное мышление (когда ребёнок действует от лица героев сказки, а также через использование двух образов, чтобы ребёнок мог переключиться с одного образа на другой);
  • обогащает эмоциональный мир ребёнка за счёт переживания различных состояний (уходят подавленность, неуверенность, робость);
  • нарабатывает у детей социальный опыт, формирует навыки взаимодействия друг с другом, со взрослыми;
  • развивает сенсорные и музыкальные способности (дети учатся понимать и воспроизводить звуки, играть их тихо — громко, высоко — низко, в определённом ритме).

Белошенко М.А. Театрализованная деятельность в коррекции психоэмоционального и психофизического состояния ребёнка с ограниченными возможностями здоровья / М.А. Белошенко // Дошкольная педагогика. — 2014. — № 6. — с. 54 — 57. Библиография с. 57 (4 названия).

Социальная успешность

В статье рассматривается проблема формирования социальной успешности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в процесе музыкально-досуговой деятельности, осуществляемой в начальной общеобразовательной школе.

(Кашапова Л.М., Шафикова А.А. Роль музыкально-досуговой деятельности в формировании социальной успешности детей с ОВЗ / Л.М. Кашапова, А.А. Шафикова // Педагогика. — 2014. — № 7. — С. 58 — 61. Библиография с. 61(2названия).

Танцевальный концерт

Вечера досуга — это итог большой совместной творческой работы музыкального руководителя и педагогического коллектива дошкольного учреждения. Особенно дети любят танцевальные концерты, приготовленные силами детей и взрослых. Здесь ребята являются не только зрителями, они становятся артистами и с удовольствием показывают свои достижения. В статье дан опыт работы по организации и проведению танцевальных концертов.

(Юдина Н.Е. Танцевальный концерт как форма проведения вечеров досуга. Его роль в развитии музыкальных творческих способностей дошкольников с нарушением зрения / Н.Е. Юдина // Дошкольная педагогика. — 2014. — С. 49 — 54).

Сенсорная комната

На базе бюджетного учреждения Омской области «Центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей)» функционирует отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями. В отделении действует программа «Развитие сенсорной деятельности детей», которую реализуют педагоги-психологи отделения.

Целью программы является развитие восприятия, сохранение и укрепление детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью сенсорного оборудования.

Календарно-тематический план программы включает в себя несколько разделов: обследование детей; слуховое восприятие и слуховая память, зрительное восприятие и зрительная память; восприятие пространства; восприятие особых свойств предметов (обоняние, вкус, осязание); восприятие формы, величины, цвета; кинестическое и кинетическое развитие; повторение пройденного в комплекте. Данная программа реализуется при наличии специально оборудованной сенсорной комнаты.

(Болдыш Н.В. Использование сенсорной комнаты в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями / Н.В. Болдыш // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2014. — № 3. — С. 40 — 54. Библиография с. 54 (4 названия).

Коррекционно-развивающая программа «Киношок»

Программа «Киношок» предназначена для учащихся 6-11-х. классов. Для реализации программы был выбран метод группового диалога как способ коррекции логического и вербального мышления трудных подростков; осознания своих переживаний, расширения репертуара поведенческих реакций. Основным инструментом работы по программе «Киношок» является фильм. С помощью программы «Киношок» можно работать с агрессивными, тревожными, боязливыми детьми и подростками, с детьми с плохо развитой речью и слабым диалогическим общением.

(Кунаева А.М. Коррекционно-развивающая программа «Киношок» / А.М. Кунаева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2014. — № 3. — С. 54 — 62. Библиография с. 62 (5 названий).

Семинар-практикум для родителей

Представлена программа семинара-практикума для родителей «Поговори со мною, мама». Цель: ознакомление родителей с особенностями развития речи и психических процессов детей 4-5 лет, играми и упражнениями, направленными на развитие речевых и неречевых психических функций у детей.

(Вишнякова Е.Ю., Шишкина И.Е. Поговори со мною, мама / Е.Ю. Вишнякова, И.Е. Шишкина // Логопед. — 2014. — № 7. — С. 71 — 79. Библиография с.79 (7 названий).

Конкурс для старших дошкольников с ОНР

Психологами доказано, что знания,усвоенные без интереса, не окрашенные положительными эмоциями, не становятся полезными — это «мертвый» груз. Поэтому загадки необходимо широко использовать при коррекции такого сложного системного нарушения, как ОНР.

Приведён сценарий конкурса. Его задачи: совершенствовать звуковую сторону речи, улучшать дикцию; формировать выразительность речи, развивать слуховое внимание и память, мыслительные операции; формировать артистические способности; воспитывать уважение к культурному наследию России; формировать умение взаимодействовать со сверстниками в процессе соревнования.

(Фоминых Е.Н. На каждую загадку есть своя отгадка. Конкурс для старших дошкольников с ОНР / Е.Н. Фоминых, учитель-логопед, г. Екатеринбург // Логопед. — 2014. — № 7. — С. 52 — 57. Библиография с. 57 (2 названия).

Волшебные слова

Проблема формирования у дошкольников представлений об этических нормах весьма актуально. Социально-этические правила поведения детям с ОНР даются особенно тяжело. Несмотря на то, что работа в рамках проекта была направлена на освоение правил речевого поведения и этических норм, большое внимание уделялось коммуникации, а именно развитию лексико-грамматических категорий, связной речи.

В пректе «волшебные слова» деятельность детей объединена общей проблемой, над которой трудятся дети, учитель-логопед, педагоги ДОО, родители. Задачи проекта: давать представления о вежливом человеке; знакомить с понятием «этикет»; формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений; учить самостоятельно выбирать модель поведения в зависимости от ситуации; воспитывать искреннюю любовь к людям; учить чувствовать и понимать обобщающий смысл в пословицах и поговорках; знакомить с литературными произведениями о дружбе. Формы работы: проведение опросника (диагностика); беседы; инсценировки; знакомство с литературными произведениями; просмотр мультфильмов по теме проекта; конкурс стихов на вежливые слова; изготовление книги; концерт для младших детей — инсценировка «вежливое слово (о невоспитанном медвежонке), частушки, песня «Улыбка», загадки о «вежливых словах», стихи про «вежливые слова».

(Барсукова Н.А. Волшебные слова. Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Н.А. Барсукова / Логопед. — 2014. — № 7. — С. 38 — 45).

ЕГЭ

Итоговое школьное сочинение

До 1 октября региональные органы управления образованием получат рекомендации по критериям оценки и проведению итогового школьного сочинения. А пока стали известны пять тематических направлений, по которым в декабре выпускникам предстоит писать работы:

  1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М. Ю. Лермонтова);
  2. «Вопросы, заданные человечеству войной»;
  3. «Человек и природа в отечественной и мировой литературе»;
  4. «Спор поколений: вместе и врозь»;
  5. «Чем люди живы?».

Но это лишь общие направления. Конкретные темы сочинений станут известны непосредственно на экзамене. Учитывая то, что нынешние выпускники почти не имеют опыта написания сочинений, система определения оценки будет мягкой: зачет-незачет. Кроме того, выпускникам дадут возможность пересдать испытание в феврале и апреле-мае.

На основании заявления абитуриента сочинение будет учитываться и при поступлении в вуз – лучший результат принесет абитуриенту 10 баллов дополнительно к полученным на ЕГЭ.

(Мелешко В. Выпускники поразмышляют над смыслом жизни / Вадим Мелешко // Учительская газета. – 2014. – 2 сентября. – С. 3).

Пресса

Школу ждет духовное перевоспитание

Начало нового учебного года ознаменовалось презентацией целого ряда проектов, призванных реанимировать ушедшую с советской эпохой идеологическую обработку юного поколения. Русская Православная Церковь выдвинула свои инициативы.

Накануне Дня знаний Патриарх Кирилл в целом ряде своих выступлений затронул школьную тематику.

– Мы должны, – заявил Патриарх педагогам, – отстаивать свои собственные ценности, которые вырастают из нашей духовной, культурной традиции. Это и традиции православия, и традиции ислама – для той части граждан, которые исповедуют эту религию. Это и этика, связанная с нашей верой и с нашей культурой.

Духовенство выдвинуло такое предложение: «Духовно-нравственно и религиозно воспитывать ребенка можно не только на уроках ОРКСЭ, но и на уроках биологии, и русского языка, и литературы, и истории, и других гуманитарных наук, в том числе и на математике. То есть нужно восстановить и насытить предметы элементами духовно-нравственного воспитания и увязать эти предметы с тем преподаванием, которое будет вестись на уроках «Основ религиозных культур».

Подобные предложения прозвучали на заседании рабочей группы в Министерстве образования, посвященном реализации в школах учебного курса «Основ религиозных культур и светской этики».

(Мальцев В. Школу ждет духовное перевоспитание / Владислав Мальцев // Независимая газета. – 2014. – 17 сентября. – С. 4).

За шпаргалку – штраф!

Верховный суд (ВС) настаивает на применении статьи 19.30 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) к ученикам, нарушающим правила проведения экзаменов, например Государственной итоговой аттестации (ГИА), сдаваемой после 9-го класса. Пункт 4 этой статьи говорит о штрафе в 3–5 тыс. руб. для граждан – правда, уже достигших 16 лет. ВС объяснил всем судам, что просто так – без серьезных оснований – от ответственности никого освобождать нельзя. Единообразное применение законов – это, конечно, дело святое. Но решение ВС свидетельствует и о полном отсутствии воспитательной функции в системе среднего образования. Она уже не гарантирует, что к концу обучения большинство детей станут нормальными гражданами, и просит государство о полицейском надзоре за честностью экзаменов.

Как следует из утвержденного президиумом ВС обзора судебной практики, судам не следует подходить к назначению административных штрафов за нарушение правил проведения госэкзаменов в школе как к какому-то не очень серьезному делу. Из документа понятно, что от одного из судов в центр пришел вопрос, а нельзя ли с ходу признавать малозначительными правонарушения, прописанные в п. 4 ст. 19.30 и вместо штрафа делать провинившемуся гражданину устное замечание. Данная норма предусматривает для граждан уплату 3–5 тыс. руб., для должностных лиц – 20–40, а для организаций – 50–200 тыс. руб. за «умышленное искажение результатов государственной итоговой аттестации и предусмотренных законодательством об образовании олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации».

Данное наказание было введено в КоАП чуть более года назад, но, похоже, назначать его повсеместно еще не стали. Под словом «граждане», естественно, понимаются и ученики, а не только учителя или чересчур настырные родители.

Так вот ВС отвечает, что делать школьникам какое-то снисхождение нельзя без внимательного разбирательства в ходе судебных слушаний всех обстоятельств дела. Сформулировано это требование ВС таким образом: «В постановлении о прекращении производства по такому делу должны быть отражены мотивы, по которым административное правонарушение признано малозначительным, с приведением исследованных в процессе рассмотрения дела доказательств, оценка которых позволила прийти к выводу о возможности освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием». При этом, указывает ВС, «такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения».

То есть ссылки на бедность семьи, безупречное прежде поведение и тому подобные школьные «отмазки» в таком серьезном деле, как государственное испытание для тех, кто в будущем станет претендовать на получение высшего образования, высший суд страны решительно отвергает. В его разъяснениях проводится одна мысль: нарушение запрета «общаться друг с другом, свободно перемещаться по аудитории, иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, иные средства хранения и передачи информации, а также справочные материалы, письменные заметки» – это явно умышленные действия и именно за них КоАП и предусматривает наказание.

(Родин И. За шпаргалку – штраф до 5 тысяч рублей / Иван Родин // Независимая газета. – 2014. – 9 сентября. – С. 1, 3).

Обязательная сертификация спортивных конструкций

В правительстве обеспокоены повторяющимися инцидентами, когда на школьных стадионах и дворовых спортивных площадках при падении футбольных ворот получают серьезные увечья или погибают дети. В связи с этим в правительстве было решено подготовить нормативную документацию, согласно которой на школьных стадионах и спортивных площадках будут устанавливаться исключительно сертифицированные футбольные конструкции. Разработкой документации занимается аппарат вице-премьера Аркадия Дворковича.

В правительстве пояснили, что планируется разрешить на школьных стадионах и дворовых спортивных площадках использовать лишь те ворота, которые были изготовлены специализированной фирмой по спортивному оборудованию, имеющей сертификат независимой сертификационной комиссии. Ранее на игровых полях могли быть установлены ворота, которые были сделаны самостоятельно или на неспециализированных предприятиях. За безопасность в этом вопросе будет отвечать компетентное лицо ответственного учреждения.

По словам экспертов, в России футбольные ворота калечат и убивают детей много лет: по данным, сохраненным в Сети, с начала 2000-х количество жертв увеличивается. В 2012 году в СМИ появились данные, что только за пять месяцев года расшатанные ворота стали причиной гибели 12 детей. Тема обсуждалась тогда на круглом столе в Госдуме с участием представителей Генпрокуратуры и СКР, Минспорта и Минобрнауки.

(Сивкова А. Правительство обезопасит детей от падения футбольных ворот / Алена Сивкова // Известия. – 2014. – 19 сентября. – С. 1, 2).

В школах хотят запретить продажу кока-колы

Первый заместитель секретаря Общественной палаты Владислав Гриб обратился к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву с просьбой ввести запрет на розничную продажу сладкой газировки в школах, детских больницах и прочих заведениях для несовершеннолетних. По его мнению, употребление кока-колы и других аналогичных напитков пагубно связывается на здоровье нации.

Как утверждает общественник, сложно представить, что в школе на обед вместо компота подадут колу. Однако здесь же ребенок может купить газировку на карманные деньги, ведь, скорее всего, она продается в школьном буфете или в автомате.

«Члены Общественной палаты обеспокоены повсеместным неконтролируемым употреблением сильногазированных безалкогольных сахаросодержащих напитков с высоким содержанием искусственных красителей, консервантов и ароматизаторов, что может пагубно сказаться на здоровье нации», – говорится в обращении.

Общественники ссылаются на мировой опыт в этом вопросе – в некоторых странах и ряде американских штатов продажа газированных напитков в детских учреждениях запрещена законом. Принимая во внимание высокую социальную значимость проблемы, они просят премьер-министра поручить Министерству здравоохранения РФ разработать проект нормативного правового акта, регулирующего производство, распространение и употребление сильногазированных безалкогольных сахаросодержащих напитков.

Как пояснили в Министерстве здравоохранения России, если премьер-министр даст ведомству соответствующее распоряжение, специалисты Минздрава проработают этот вопрос.

Также эксперты уверяют, что вместе с «газированной радостью» в организм ребенка поступает избыточное количество фосфора и превышается калорийность рациона над энергозатратами. Таким образом, повышается риск развития ожирения, сахарного диабета, кариеса и снижения костной плотности.

– Этот запрет не должен носить лишь формальный характер, ведь дети действительно не отдают себе отчет в том, что они пьют, если это вкусно. Вот и получается, что сегодня в нашей стране 20 % детей страдают лишним весом, а 7 % – ожирением, – добавляет Эдуард Гаврилов, директор фонда независимого мониторинга медицинских услуг и охраны здоровья человека «Здоровье».

(Самохвалова М. В школах хотят запретить продажу кока-колы / Мария Самохвалова // Известия. – 2014. – 16 сентября. – С. 1, 3).

Школьников предложили оставить без выпускных вечеров

Депутатов просят запретить с 2015 года проведение неофициальной части школьных выпускных вечеров из-за непристойного поведения одиннадцатиклассников. С просьбой внести на рассмотрение такой закон к председателю комитета Госдумы по образованию Вячеславу Никонову обратились представители общества защиты прав потребителей «Народный контроль». По словам активистов, к ним поступило более тысячи писем и звонков от родителей выпускников, которые жалуются на то, что неофициальная часть выпускных проходит в ненадлежащих условиях и за детьми не установлен соответствующий контроль. Среди наиболее часто встречающихся жалоб – отравление алкогольными напитками, драки и дебоши, а также «непристойная атмосфера, царящая в местах празднования неофициальной части выпускного вечера, о чем свидетельствуют шокирующие фотографии, которые впоследствии выкладываются в социальных сетях».

В своем обращении на имя главы думского комитета по образованию общественники отмечают, что ряд инцидентов подобного рода ранее уже получил огласку в средствах массовой информации. Например, выпускница одной из школ города Энгельса не вернулась домой с неофициальной части выпускного вечера. После нескольких дней поисков девушку обнаружили в Ростове, куда она добралась на попутном транспорте, чтобы отметить окончание школы. В Пермском крае на выпускном произошло массовое отравление – более чем у 20 человек диагностировали сальмонеллез.

«Администрация школы несет ответственность только за официальную часть праздника. Торжественная часть выпускного вечера — это, как правило, инициатива родителей. Стоит отметить, что не все родители проводят предварительные разъяснительные работы о вреде употребления алкогольных напитков и наркотических веществ, а также о последствиях нарушения правил общественного порядка», – говорится в обращении.

Председатель комитета ГД по образованию Вячеслав Никонов отметил, что обращение общественников рассмотрят в обычном порядке, однако, по его мнению, оно вряд ли будет поддержано.

(Сивкова А. Школьников предложили оставить без выпускных вечеров / Алена Сивкова // Известия. – 2014. – 12 сентября. – С. 1, 3).

Сдать анализы на наркотики

Министерство здравоохранения разрабатывает порядок проведения медицинских обследований учащихся школ и вузов для раннего выявления потребления наркотических средств и психотропных препаратов. Согласно предложению Минздрава, обследоваться будут учащиеся, достигшие возраста 13 лет, на добровольной основе. Об этом сообщили в самом ведомстве.

Обследования предусматривают проведение химико-токсикологических исследований на предмет наличия наркотических средств и психотропных веществ в организме ученика. В качестве биологического объекта химико-токсикологических исследований будет использоваться не анализ крови или слюны, а моча. Учащихся, в случае выявления в их организме наркотических средств и психотропных веществ, предлагается направлять в специализированную медицинскую организацию, оказывающую наркологическую помощь, для определения диагноза. Все результаты обследований будут носить конфиденциальный характер.

– Будут установлены единые для всех субъектов Российской Федерации требования к проведению профилактических медицинских обследований обучающихся в общеобразовательных и средних профессиональных организациях, а также в вузах в целях раннего выявления потребления наркотических средств и психотропных веществ, – поясняют в Минздраве.

Тестирование будет проводиться среди обучающихся, достигших возраста 13 лет, с добровольного письменного согласия родителей или законных представителей ученика. А учащиеся, достигшие 15 лет, смогут уже сами выбрать, соглашаться им или нет на прохождение такого тестирования. Анкеты направят в местное министерство или комитет по образованию, где специалисты обработают тесты. Результаты без фамилий учеников или студентов, но с указанием их места учебы, возраста, класса отправляются в местный Минздрав или комитет по здравоохранению для планирования дополнительных мер по профилактике в конкретной школе или вузе.

Ранее Минобрнауки своим приказом разъяснило, кто, как и где должен проводить социально-психологическое тестирование на наркотики в школах. По нему директор школы или колледжа обязаны составить списки тех, кто будет проходить тестирование, и утвердить состав особой комиссии из числа учителей. Эта комиссия и должна проводить тестирование в образовательной организации. В школе останутся лишь документы, которые подтверждают согласие на тестирование от учеников, их родителей или студентов. Они будут храниться в условиях конфиденциальности в течение года.

Главный нарколог Минздрава Евгений Брюн разъяснил, как будут работать Минздрав и Минобрнауки по вопросу социально-психологических текстов и медицинских анализов.

– Письменные тесты Минобрнауки будут идти параллельно с нашей инициативой. Дело в том, что анонимное анкетирование дает нам мало информации, и мы не получаем персону, с которой можно работать. Сначала Минобрнауки проводит свое тестирование, чтобы понять, какое количество детей в учебном заведении имеют опыт употребления, а затем уже мы начинаем свою работу, – поясняет Брюн. – Полученные результаты, если они положительные, мы сообщаем только ребенку и родителям, а затем выстраиваем стратегию индивидуальной работы с человеком, чтобы помочь ему отказаться от употребления наркотиков.

(Панов П. Школьникам студентам предложат сдать анализы на наркотики / Павел Панов // Известия. – 2014. – 10 сентября. – С. 3).

Стандарты для коррекционных школ

В связи с большим количеством обращений от директоров специализированных школ, интернатов и детсадов члены Общественной палаты Диана Гурцкая и Роман Дощинский направили письмо председателю правительства России Дмитрию Медведеву с просьбой разработать специальные подходы для определения статуса коррекционных заведений, а также федеральный стандарт для аккредитации коррекционных школ.

Члены ОП отмечают, что сейчас фактически происходит ликвидация системы специализированного коррекционного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это во многом связано с тем, что в нашей стране действует единый стандарт оценки эффективности работы образовательных учреждений и специализированные коррекционные учреждения зачастую не могут пройти государственную аккредитацию по этому стандарту.

Чтобы пройти эту процедуру, школа должна показать необходимый «уровень образовательных достижений», который складывается из годовых оценок учеников, участия в различных олимпиадах и спортивных соревнованиях. Разумеется, дети с ограниченными возможностями здоровья не могут демонстрировать такие же результаты, как здоровые дети.

«В итоге в погоне за формальными показателями многие коррекционные учреждения вынуждены менять направление образовательной деятельности и нацеливаться на более «сильную» и «доступную аудиторию». Они меняют организационно-правовой статус путем «слияния», «оптимизации», «переподчинения». Таким образом, фактически отказ в образовании получают самые уязвимые категории детей-инвалидов», – говорится в обращении к премьер-министру.

По словам Дианы Гурцкой, во многих регионах, где закрываются коррекционные школы, дети переводятся на домашнее обучение и тем самым изолируются от общества, к тому же многие родители работают и физически не могут заменить детям школу.

По официальным данным Министерства образования, в 2000 году в России было 1967 таких учреждений, а к 2006 году их осталось 1810.

– Тенденция к закрытию коррекционных школ неутешительна, поскольку многие дети-инвалиды теперь проводят всё время дома с родителями, бабушками, а не со своими сверстниками. С другой стороны, новый закон об образовании фактически провозглашает идею инклюзивного обучения. И многие родители, конечно же, хотят, чтобы их ребенок учился в массовой школе среди здоровых ребят. Но умные родители понимают, что ему всё-таки лучше в своей среде. Пусть она будет менее развивающая, но зато и менее травматичная для его психики. Мы прекрасно понимаем, как трудно в массовой школе ребенку-колясочнику, — говорит Роман Дощинский.

Общественники также отметили, что проблема изменения статуса детских образовательных коррекционных заведений поднималась на встрече президента РФ с членами Общественной палаты 9 июля 2014 года. Глава государства отмечал, что нужно продумать, «как обеспечить безопасность учреждений подобного рода и выстроить определенную систему защиты от перевода из одной категории в другую».

Члены Общественной палаты готовы участвовать в разработке стандарта для коррекционных школ. Осенью они планируют провести по этой теме общественные слушания.

(Самохвалова М. ОП просит изменить стандарты для коррекционных школ / Мария Самохвалова // Известия. – 2014. – 5 сентября. – С. 3).

Студентов попросят посещать суицидологов

Для профилактики самоубийств среди молодежи Общественная палата (ОП) РФ предлагает направлять студентов на беседу к психологу. В связи с этим могут расширить перечень специалистов, прохождение которых обязательно во время ежегодной диспансеризации учащихся вузов. Проект с поправками к приказу Минздрава об обязательной диспансеризации в ближайшее время будет направлен в ведомство. Как пояснил член комиссии по охране здоровья ОП Шамиль Ганцев, «проблемным» студентам придется посещать психолога регулярно, а вузам – более внимательно относиться к здоровью учащихся. Руководитель орготдела по психиатрии и суицидологии при департаменте здравоохранения Москвы Александр Иванов подтвердил, что «проблема актуальна», и заявил, что ведомство готово реализовать предложение.

– Нужно включить психолога в список врачей, которые осматривают студентов в рамках ежегодной обязательной диспансеризации. Это поможет предотвратить некоторые случаи самоубийства среди молодых людей, которые очень остро реагируют на какие-то неприятности и несправедливость, – считает Ганцев. – Но при этом не надо отправлять к специалисту всех без исключения студентов, потому что тогда из-за огромного потока это превратится в формальность.

Ганцев предлагает проводить «скрининг» студентов, и из 100 человек направлять на дополнительный осмотр около 10. Эта функция ляжет на терапевта.

По данным Всемирной организации здравоохранения, Россия находится на четвертом месте по общему количеству самоубийц (чуть более 30 тыс. смертельных случаев в год). Только в Индии, Китае и США этот показатель выше).

Научный сотрудник отделения суицидологии Московского научно-исследовательского института психиатрии Валентин Кушнарев рассказал, что студенты находятся в особой зоне риска, особенно первокурсники, которые попадают в совершенно новую среду.

– Чаще всего психологические трудности возникают у первокурсников, – говорит он. – Они попадают в новую среду, многие переезжают в другой город – в общем, происходит смена привычной жизни. Кто-то спокойно приспосабливается к новому ритму, но многим справиться с этим тяжело.

Кушнарев отметил, что уже сейчас многие вузы активно ведут работу по предотвращению самоубийств.

По словам эксперта, несложившиеся отношения – один из самых главных факторов, который подталкивает студентов к самоубийству. Также часты случаи суицидов из-за неудач в учебе и конфликтов со сверстниками.

По мнению Кушнарева, нужно не просто направлять студентов на прием к психологу, но и создать специальную службу, которая отслеживала бы состояние студентов, обратившихся к специалисту.

– Проблема заключается в том, что человек, обратившись один раз за помощью, потом повторно не приходит, и он «теряется из вида», – объясняет эксперт. – Поэтому нужно назначать прием каждый месяц до разрешения проблемы, а также создать целую службу, которая бы в дальнейшем периодически интересовалась, всё ли в порядке у человека.

(Змановская А. Студентов попросят ежегодно посещать суицидолога / Анна Змановская // Известия. – 2014. – 9 сентября. – С. 6).

Вкусная опасность

Члены общественной палаты обратились к премьер-министру с просьбой запретить продажу сладкой газтровки в детских образовательных и медицинских учреждениях и на прилегающих к ним территориях.

— На наш взгляд, странно запрещать то, что и так уже запрещено, — полагает президент Союза производителей безалкогольных напитков (СПБН) Дмитрий Петров. — Запрет на продажу в образовательных уреждениях газированных напитков наряду с 40 другими группами различных продуктов введен СанПиН № 2.4.5.2409-08 еще в июле 2008 года. И большинством покупателей этих напитков являются аоасе не дети, а родители. Это их надо просвещать и образовывать.

Однако эксперты Общественной палаты утверждают, что запрещенную газировку по-прежнему можно купить в школьных буфетах или в автоматах, которые устанавливают в школах или поблизости от них частные торговцы. Нередко эти автоматы прячут перед проверками, поскольку под них не всегда законно арендую места в детских учреждениях. По-видимому, родительские комитеты и руководители школ должны строже контролировать этот вопрос.

(Батенёва т. Не газуй. В школах и больницах могут запретить сладкую «газировку» / Татьяна Батенёва // Российская газета. Неделя — 2014. — 25 сентября. — С. 28)

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Облако меток

%d такие блоггеры, как: